Профессиональный трактор...
... или в чем отличие минитракторов KIOTI от их любительских аналогов из Южной Кореи и Китая
Данная статья написана для снятия участившихся последнее время вопросов, задаваемых нашими клиентами, о разнице между тракторами KIOTI и их дешевыми аналогами из Южной Кореи и Китая. Основой статьи послужила информация, взятая из открытых источников — с одного из форумов, посвященных тракторной тематике (в конце статьи есть ссылка на источник).
Сразу оговоримся — мы не указываем марку дешевого мини-трактора, сравниваемого в этой статье с минитрактором KIOTI, из этических соображений. Отметим, что основные функции и некоторые технические характеристики (такие как мощность, габаритные размеры и т.д.) сравниваемого трактора аналогичны соответствующим параметрам трактора KIOTI CK22, и он также произведен в Южной Корее.
Цель этой статьи — развенчать устоявшийся (и насаждаемый недобросовестными конкурентами) на рынке миф о том, что все предлагаемые в России минитракторы одинаковы и отличаются лишь ценой (т.е. степенью жадности руководителей компаний-дистрибьюторов). Мы хотим снабдить читателя информацией, которая поможет ему понять, какой трактор ему нужен — любительский или профессиональный, как отличить одно от другого и на что обратить особое внимание при выборе. Итак, поехали.
Двигатель
Никто не станет спорить с тем, что двигатель трактора это его сердце. И от этого «органа» в большей степени зависит срок службы трактора и его возможности. Поэтому при выборе в первую очередь проверьте, двигатель какого производителя установлен на рассматриваемом тракторе. Давайте посмотрим на двигатели сравниваемых моделей:
Двигатель профессионального трактора KIOTI
Двигатель трактора KIOTI произведен в Южной Корее по лицензии Kubota компанией DAEDONG INDUSTRIAL CO., о чем честно указано на металлической табличке, прикрепленной к двигателю на заклепки. Указана его модель и характеристики, упомянуто, что двигатель полностью соответствует требованиям Американского Федерального Агентства по защите окружающей среды (U.S.EPA).
Двигатель любительского трактора
На двигателе сравниваемого трактора имеется бумажная наклейка с надписью «made in japan» («сделано в японии») и пустующее место под обязательную для именитых производителей табличку с собственным названием и характеристиками двигателя. В то же время, официальный сайт производителя указывает, что имеет сборочное предприятие в Китае. Что более вероятно — что аккуратисты-японцы забыли прикрепить табличку или что двигатель сделан китайскими умельцами?
Еще отличие: у KIOTI в системе жидкостного охлаждения двигателя установлен расширительный бачок, по которому можно контролировать уровень тосола в системе, у дешевого же аналога на бачке сэкономили — уровень тосола «контролируется» через заливную горловину радиатора охлаждения.
Скажем пару слов об аккумуляторах сравниваемых моделей тракторов. Как правило, аккумулятор входит в базовую комплектацию при поставке техники. Давайте сравним:
Аккумулятор трактора KIOTI
В стандартной комплектации с KIOTI идет аккумулятор 60 Ач, что вполне достаточно для запуска двигателя такого объема, даже в суровых условиях русской зимы — при температуре до −30 °С.
Аккумулятор любительского трактора
В любительском тракторе опять сэкономили — аккумулятор послабее, всего 45 Ач. Аккумулятор, конечно, можно заменить, но на этом тракторе это будет непросто — открывающийся вперед капот блокирует свободный доступ к его элементам крепления, и заменить аккумулятор, не задев им при этом кромку капота, у вас скорее всего не получится.
Кстати, о капоте:
Капот трактора KIOTI
У профессионального минитрактора KIOTI цельнометаллический капот, усиленный продольными ребрами жесткости и поперечными перекладинами. Повторимся — капот открывается со стороны передней части трактора, обеспечивая полный доступ ко всем обслуживаемым агрегатам.
Капот любительского трактора
У сравниваемого любительского трактора капот сделан из пластика. Для обеспечения хоть какой-то жесткости к нему прикреплена на саморезы поперечная металлическая полоска. Защелка, фиксирующая капот в закрытом состоянии, также закреплена в пластике саморезами. Учитывая общую «расхлябанность» конструкции, такой способ крепления не выглядит особо надежным — при открытии/закрытии капота есть риск выломать фиксатор (может быть именно поэтому капот открывается в другую сторону, чтобы при движении трактора он не открывался?).
«Система крепления» поперечной балки капота любительского трактора.
А теперь представьте, что зимой в −20°С при погрузке снега в кузов автомобиля из фронтального погрузчика неожиданно на капот трактора выпадет кусок льда. KIOTI отделается максимум вмятиной, которую тут же можно выправить, любительский же трактор скорее всего потеряет весь капот — пластик на морозе хрупок и непластичен.
Гидравлика
Если двигатель является сердцем машины, то гидравлика — ее кровеносная система. Гидравлика запитывает все исполнительные устройства трактора и гидроусилитель руля. Оба трактора имеют одну и ту же производительность гидросистемы — 29 л/мин у KIOTI, 28 — у оппонента. Разница только в количестве насосов: у KIOTI один насос и делитель потока, у любительского трактора — два насоса, один из которых запитывает гидроусилитель руля. Обе схемы равнозначны и особых преимуществ друг перед другом в процессе эксплуатации не имеют.
Разница заключается только в умении инженеров-создателей сравниваемых тракторов эффективно пользоваться компонентной базой для создания надежной гидравлической системы с эргономичными органами управления.
Вид сверху на правый порог любительского трактора
Выбор места установки гидрораспределителя на любительском тракторе, судя по фото, не самое удачное. Выступающие за габариты корпуса части распределителя и фитинги при активном использовании трактора могут быть повреждены — при парковке вблизи оград, при заезде в тесный гараж, даже при посадке в трактор владелец может их задеть ногой.
Вид сверху на правый порог профессионального трактора KIOTI
Как видим, инженеры KIOTI более дальновидны. Гидравлический распределитель надежно защищен металлическим полом трактора.
Органы управления гидравликой тоже заметно отличаются.
Консоль с рычагами управления гидравликой на тракторе KIOTI
У KIOTI рычаги управления вынесены на боковую консоль, справа от сиденья оператора, имеют четкие обозначения позиций, в промежуточных положениях не фиксируются. Заливная горловина гидросистемы расположена тут же, в нижней части консоли (с красной крышкой на фото).
У дешевого корейского трактора все гораздо хуже:
Рычаг управления гидравликой на любительском тракторе (совмещено три фото)
Рычаг управления распределителем на сравниваемом тракторе расположен там же, где и сам распределитель — под сиденьем оператора. Такое решение очевидно — установка выносных элементов управления на пластиковом корпусе проблематична. Возможные положения рычага никак не обозначены, т.е. на глаз определить в каком режиме работает в данный момент гидравлика невозможно. Гидравлический распределитель не имеет фиксированных положений золотника, что, как правило, является причиной быстрого нагрева масла.
Само расположение рычага под сиденьем может быть причиной случайного включения гидравлики — оператор при посадке в трактор вполне может зацепить ручку штаниной брюк. А случайное включение навесного оборудования может привести к непредсказуемым последствиям, вплоть до смертельных случаев. И даже, если навесное не установлено — работа гидравлических клапанов вхолостую вызывает быстрый нагрев масла в системе, что является причиной выхода из строя уплотнений — гидравлика начинает течь.
Заливная горловина гидросистемы расположена также под сиденьем оператора, и чтобы получить к ней доступ, потребуется сначала откинуть само сиденье. А теперь представьте этот же трактор с установленной на него кабиной: нужно быть очень гибким и стройным, чтобы суметь залить масло в гидросистему.
Кабина и рабочее место
Работа на тракторе для оператора связана со множеством проблем, но самая главная из них — вибрация. Если работа продолжается менее получаса в день, на вибрацию можно закрыть глаза, но если работа продолжается час и более — накапливается усталость. При ежедневной многочасовой вибрационной нагрузке на организм существует вероятность возникновения серьезных и очень неприятных заболеваний.
Посмотрим, как разные производители решают эту проблему.
Рабочее место оператора трактора KIOTI
Инженеры KIOTI пошли по пути создателей серьезной строительной техники (например, Bobcat или JCB) — гашение вибрации происходит за счет высокотехнологичного гофрированного крепления, причем существует возможность регулировки степени его амортизации в широком диапазоне. Положение сиденья оператора регулируется в двух плоскостях, само сиденье жестко закреплено и не откидывается (нет смысла), под сиденьем нет сквозных отверстий на улицу — оператору теплее и комфортнее.
Кресло из любительского трактора
В дешевом корейском тракторе системы гашения вибрации нет. Сиденье имеет только одну регулировку — вперед/назад. С передней стороны сиденье жестко крепится к раме трактора шарнирным механизмом (для откидывания при заливке масла в гидросистему), с другой стороны — опирается на металлические пружины. Ни о каком приемлемом уровне комфорта, а уж тем более безопасности, в этом тракторе говорить не приходится.
Оба трактора в базовой комплектации поставляются без кабины, но также на оба трактора можно установить штатную кабину с системой обогрева и вентиляции.
Профессиональный CK22 с установленной кабиной
Кабина на трактор KIOTI устанавливается за 1,5 часа и не требует демонтажа каких-либо установленных систем или их элементов. Переднее стекло полностью открывается — летом не будет жарко. Внутри кабины предусмотрено место под установку автомагнитолы, приятное дополнение — аудиоподготовка уже проведена.
Кабина любительского трактора
Установка кабины на любительский трактор — задача нетривиальная. Как говорят специалисты, весь процесс занимает полную рабочую смену и требует значительного количества операций по монтажу/демонтажу различных систем трактора. Похоже, что конструкция трактора изначально не предполагала установку кабины.
Кабина дешевого трактора не имеет системы естественной вентиляции (задние форточки есть, но потока свежего воздуха не создают), кроме фронтального технологического окошка, которое предназначено для открытия крышки капота (еще один довод в пользу изначальной «бескабинности»).
Пластиковый корпус дешевого корейского трактора
Дырки в полу любительского трактора
Корпус дешевого любительского трактора целиком сделан из пластика и по сути является одной деталью. Сломается, например, крыло — придется менять весь корпус или работать со сломанным крылом. Днище корпуса усыпано технологическими отверстиями (дырками): под сиденьем (для доступа к гидравлике) и под каждой педалью. В России зима длится шесть месяцев, и все это время через эти отверстия в кабину будет поступать холодный воздух с улицы, а в остальное время — пыль и грязь. Даже при установке кабины не удастся все загерметизировать — доступ к гидравлике нужен, у педалей есть ход, а форма их стоек не оптимальна.
Корпус профессионального трактора KIOTI
У мини-трактора KIOTI полностью металлический корпус, собранный из нескольких частей, пластиковые детали присутствуют только в интерьере. В случае замятия детали корпуса, всегда можно ее демонтировать, выправить и установить обратно. Пол сплошной, т.к. у педалей подвесная конструкция. Даже в сильный мороз с установленной на тракторе кабиной оператор может отрегулировать температуру до комфортного уровня — нет дырок в полу, кабина герметична и устанавливается на трактор без перекосов и щелей.
Ходовая часть
Система рулевого управления любительского трактора
У дешевого корейского трактора система рулевого управления упрощена до предела: поворот колес осуществляется с помощью одного двухстороннего гидроцилиндра, также выполняющего роль поперечного стабилизатора. Схождение колес регулируется наконечниками штока этого гидроцилиндра. Упрощенная конструкция этого механизма предполагает более высокие допуски геометрических размеров взаимодействующих деталей, и как следствие этого — существующий люфт в этом узле на еще новом тракторе. Такая экономия существенно снижает ресурс рулевой системы машины, что в недалеком будущем может привести к ее дорогостоящему капитальному ремонту.
Система рулевого управления профессионального трактора CK22
На KIOTI рулевое управление реализовано в соответствии с классической схемой: по одному обычному гидроцилиндру на колесо, поперечная тяга стабилизации. Каждая деталь подвески отвечает за свою строго определенную функцию. Система тщательно спроектирована, производитель гарантирует безаварийную эксплуатацию в течение как минимум 1500 моточасов.
Несколько слов о шинах. Поставщики включают в базовую комплектацию разные типы шин: KIOTI поставляет тракторы с обычными сельскохозяйственными шинами, производитель сравниваемого трактора — с индустриальными.
Индустриальная резина шире и тверже сельскохозяйственной. Чисто внешне любительский трактор с индустриальными шинами кажется более мощным и серьезным, но это всего лишь уловка производителя. На практике такая резина малопригодна для использования. Особенно это заметно в зимний период: за счет большей поверхности сцепления, большей твердости шин и меньшей массы самого сравниваемого трактора (KIOTI на 100 кг тяжелее), происходит проскальзывание колес при выполнении различных работ, например, при очистке территории от снега. То же самое относится и к летним видам работ.
Просветы у тракторов (замерено по самой нижней точке) тоже разные и сильно отличаются: 27 см у KIOTI против 19 см у дешевого аналога.
Просвет любительского трактора 19 см
Просвет профессионального KIOTI составляет 27 см
Профессиональность, как основное качество техники складывается из множества частей, как значительных, так и второстепенных. Оценка этого качества для трактора начинается с изучения его общей концепции и заканчивается наличием и расположением прикуривателя — все идет в зачет. Последовательно сравнивая все параметры и конструктивные решения двух похожих по основным характеристикам тракторов, вы всегда сможете определить, какой трактор является профессиональным и входит в когорту именитых мировых лидеров (John Deere, Kubota, например), а какой является бледным подобием и рассчитан только на эпизодическое использование в любительских целях.
А какой из них выбрать — решать вам, уважаемые читатели.
И напоследок еще один вопрос: как думаете, сколько прослужит этот узел (на фото ниже)?
Ответственный узел системы торможения любительского трактора, находящийся в непосредственной близости от переднего колеса
Статья создана по материалам сайта fermer.ru. Фотографии пользователя Петрушка с форума: http://fermer.ru/forum/selskokhozyaistvennaya-tekhnika/minitekhnika-i-selskokhozyaistve/184799
Конкурентам привет! :-P