Новости
15.04.2018
Смешанное питание навесного оборудования
Сегодня практически не может идти речи об использовании навесного оборудования, задействующего одновременно три источника энергии трактора — трёхточечную гидравлическую сцепку, вал отбора мощности (ВОМ) и гидравлическую систему.
— Вы запитываете механизмы навесного через гидравлические клапаны SCV (селекторные клапаны управления). Но вы можете задействовать и другой гидравлический насос (насос ВОМ), чтобы получить ещё больше энергии. И плюс, конечно, есть энергия трёхточечной гидравлической сцепки, управляющей положением навесного оборудования, — говорит Роджер Хой (Roger Hoy), профессор университета Небраски, специализирующийся на биологических инженерных системах, и по совместительству директор тракторной испытательной лаборатории. — В этом случае, вы действительно можете использовать сразу три источника энергии.
Тем не менее, как отмечает Хой, исследование использования тракторных систем ещё не продвинулось так далеко, чтобы приступить к испытанию трёх одновременно работающих источников энергии.
Речь идёт о новом проекте, финансируемым четырехлетним грантом Национального института продовольствия и сельского хозяйства США размером в полмиллиона долларов, и нацеленным на инновационное исследование методов использования новейшего навесного оборудования. Тестирование одновременной работы трёх приводных систем трактора (так называемое «смешанное питание») для определения оптимальной загрузки этих систем — первый шаг этого проекта. Это не первый проект такого рода — в начале был PowerMix, исследования в рамках которого проводились в Германии и были ориентированы на европейского потребителя.
— Каково соотношение мощностей гидравлической системы, ВОМа и трёхточечной сцепки к общей мощности двигателя? — спрашивает Сантош Питла (Santosh Pitla), ассистент профессора и руководитель проекта. — Как ответить на этот вопрос? Если мы имеем навесное оборудование, которое может использовать все три приводные системы, то как нам настроить это соотношение? Очевидно, что для разных операций оно будет разным.
Поэтому Хой и Питла начинают работать с фермерами в полевых условиях, собирая данные системной шины CANBUS трактора и других систем, параметры которых можно регистрировать. Данные в системной шине рассчитываются бортовым компьютером на основе показаний различных датчиков, и исследователям дополнительно требуется измерение падения давления и расхода в гидравлической системе, усилия, развиваемого рычагами трёхточечной сцепки, крутящего момента ВОМ и других параметров. Используя эту информацию, они могут построить модель взаимодействия систем трактора.
Ещё один тип Big Data
Однако, данные, полученные из системной шины, весьма объёмны и требуют дальнейшей обработки. Это не так же просто, как получить, например, текущий расход гидравлической жидкости.
— В течение 10 минут сбора информации из системной шины мы получили около 1 ГБ данных, — говорит Питла. — Поэтому для начала мы должны выяснить, какого рода информация необходима нам для анализа.
Самый надежный и правильный вариант — фильтрация входящих данных по идентификаторам сообщений, закреплённых за каждым параметром, например, скоростью подачи топлива или текущим крутящим моментом двигателя. Большинство из этих параметров имеют идентификаторы уже известные исследователям благодаря SAE J1939 — коммуникационному протоколу для внедорожных машин. Остальные — требуют реальных измерений и дальнейшего изучения потока данных системной шины.
— Этот проект отличается от других наших проектов. Потому что, упоминая Big Data, обычно, мы говорим об агрономии, о кругообращении азота, параметрах роста растений. Но здесь мы анализируем машинные данные, тоже являющиеся большим фактором влияния, — говорит Питла. — Мы предполагаем использование беспилотных тракторов в будущем, и этот уровень данных является важнейшим в данном ключе. Сейчас всё решает оператор трактора. Но если его не будет, то я должен буду отслеживать все параметры системы, чтобы понимать, на сколько робот загружен. Как мы всё это узнаем? Только получив и проанализировав все машинные данные.
После проведения испытаний в полях с фермерами исследователи планируют продолжить работу в своей лаборатории, тестируя различные виды навесного оборудования.
Точное соответствие навесного оборудования
Конечная цель, как говорит Хой, помочь фермерам увеличить эффективность их работы, подобрав к трактору наиболее подходящее по характеристикам оборудование. В дальнейшем они планируют создать мобильное приложение с рекомендациям для фермеров по подбору навесного, соответствующего имеющейся у них техники. Например, эффективность сгорания топлива будет максимальной при достижении максимальной мощности. Следовательно, использование навесного оборудования, не задействующего полный потенциал трактора, будет менее экономичным.
— Предположим, вы подбираете пропашной трактор и собираетесь тащить на нём сеялку, окучники, навеску для уборки урожая и, может быть, вы хотите иногда использовать глубокий плуг, — говорит Хой. — Сложите это всё вместе и вы вернётесь к первому шагу — выбору более мощного трактора. Потом вы рассуждаете, что вам, в сущности, и не нужен плуг такой глубины пропашки. И, возможно, вам уже не нужен трактор мощностью 150 л.с., а хватит 100 л.с. Таким образом вы уменьшаете свои затраты и увеличиваете эффективность использования вашего трактора.
— На основе некоторых предварительных данных, собранных из системной шины во время проведения полевых испытаний, мы увидели, как производители занижают параметры своих тракторов, — говорит Питла. — Некоторые рабочие операции задействовали только 50 % от всей доступной мощности.
— Трактор сам по себе достаточно бесполезное оборудование, он полезен только при использовании навесного оборудования. Таким образом, смешанное питание — метод, который можно применять уже сегодня, — говорит Хой. — Мы не фокусируемся на мощности двигателя, как таковой. Фермер не может на это повлиять. Настоящая цель — использовать правильную нагрузку для каждого конкретного трактора и решаемых им задач.